Пасхальный Животворящий огонь.
Пасхальный животворящий огонь.
Человек я верующий, прочитал религиозной литературы много, но более всего поразил меня Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на Пасху.
Но обо всём по порядку.
Заселение христианами части Старого Иерусалима началось в IV веке. Именно тогда византийский император Константин на развалинах языческих капищ воздвиг Храм Воскресения Господня. С этого времени храм стал святая святых всех христиан, потому что здесь свершилось начало искупление рода человеческого. Расположена здесь и Голгофа, на которой страшной смертью пострадал Иисус за нас грешных, где он был распят, похоронен, а затем и воскрес.
Место это во время земной жизни Иисуса Христа находилось вне города и получило своё название так потому, что служило местом казни и погребения преступников.
Следует сказать, что первоначально сама пещера в которой был погребён Христос была отделена от скалы в которой находилась для того, чтобы над ней можно было возвести часовню, крыша которой покоилась на 12 (по числу апостолов) опорах. Она и явилась началом собственно Храма, с четырёхугольным двором и расположенными кругом хорами и связана с прекрасной лестницей, украшенной мрамором, золотом и драгоценными камнями ведущей к торговой площади города.
Понадобился гений императора Константина и его матери Елены повелевших после принятия ими христианства создать храм необычный, который «был бы великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений». Началом строительства Храма считают 326 год, а уже в 333 году он был освящён митрополитом кессарийским Евсеевием Памфилом,
Через триста лет персидский царь - огнепоклонник Хозрой вторгал в Иерусалим и в 1614 году разорил и разграбил и город, и храм, сооружённые Константином. Страшные погромы и разрушения сопровождали эти святые места почти все последующие времена. В IX -X веках - наследники Халифа Омара, в XII -XIII веках - крестоносы и хорезмийцы, а в октябре 1808 года пожар уничтожил весь храм вокруг часовни Гроба Господня.
Надо ли говорить о том, сколько сил и средств было вложено верующими для восстановления святынь. Особое место среди паломников к святым местам занимают русские.
Так игумен Даниил в начале XII века писал: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно влезть человеку на коленях, склонясь. Пещера квадратная... И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерского камня. И на этой лавке лежало тело Иисусу Христа. Ныне эта лавка святая покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден Святой камень, и тут покланяются все христиане».
С правой стороны паперти сама стена это и есть часть скалы Голгофы, высотой более десяти метров. Здесь находятся две маленькие церкви. Одна из них - греческая церковь Распятия (или придел водружения Креста Господня).
Место Животворящего Креста Господня было обнаружено равноапостольной царицей Еленой. При этом было найдены три креста, закопанные глубоко в землю. Но какой из этих крестов был тем, на котором принял мученическую смерть Иисус Христос, было неясно. Помог случай. Во время изъятия крестов из земли проходила похоронная процессия. Благоверная царица Елена остановила процессию и приказала положить умершего поочерёдно на эти кресты. Когда усопшего положили на третий крест, произошло чудо - он воскрес. В настоящее время крестов на Голгофе нет, но под скалой, в одном из храмовых помещений находится частица Животворящего Креста Господня и мощи святых. Место это покрыто стеклом.
Напротив места нахождения Креста Господня видна глубокая расщелина, обложенная золочёным окладом. По преданиям эта расщелина идёт до самого центра Земли. Здесь же на некоторых участках скалы видны красные пятна - следы крови и воды, истекавших из тела Спасителя, когда один из воинов проколол Ему копьём бок. Рядом находится и часовня Адама в которой по преданию покоится прародитель человечества. Кровь Спасителя, падая сквозь расщелину, омывает его прах.
Паломники из России пользовались особыми привилегиями в Святой земле почти во все времена и даже в эпоху правления турецкой администрации.
Царские правители Руси благоволили к греческому духовенству - служащему при Гробе Господнем. Они слали им не только меха и продукты, но и золото, а также драгоценные иконы и другие предметы церковного искусства. С их помощью была восстановлена колокольня, разрушенная землетрясением 1545 года.
После наполеоновских войн права на восстановленный храм Воскресения принадлежали Римско-каталической, Иерусалимской, Армянской и Коптской церквам.
Но это всё предыстория.
Сейчас, во двор храма Гроба Господня приглашает скромная калитка, а за ней камень Помазания. На этом камне лежало тело Христа, снятое после казни и умащённое благовониями перед захоронением.
Внутри самого храма, в тёмно-торжественном зале стоит небольшая часовня (Кувуклия), изготовленная в 1810 году из розового мрамора. Она как бы парит над пещерой Гроба Господня. Гробница, освещаемая лампадами, сравнительно небольшая два на полтора метра, а чтобы попасть к ней, нужно склониться в низко поклоне.
Напротив часовни находится притвор православной церкви. Здесь всё сверкает золотом, а на алтаре четыре великолепных иконы, изготовленные в Москве большими мастерами - художниками и необычайно - тонкими ювелирами. Это действительно восхитительные произведения русской иконописи.
Поражает и другое.
Многие века от года к году, в Великую Субботу Гроб Господень являет миру чудесный благодатный огонь.
Я воспроизведу здесь записки русского схимонаха Св.Горы Афона отца Никодима, посетившего Иерусалим в 1958 году. Использованы материалы из книги «Сто великих чудес света» автора-составителя Н.А.Иониной.
«В Великую субботу, около двенадцати часов дня, я, грешный схимонах Никодим, имел счастье следовать из алтаря Храма Воскресения за Патриархом в крестном ходу в обхождении три раза Святой Часовни Кувуклии, и увидеть то, чего редко кому удаётся зреть у Живописного Гроба.
После третьего обхождения Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) остановился перед запертой и запечатанной дверью в Гроб Господень...
Патриарха здесь разоблачили до подризника: сняли с него митру, саккос и омофор. Полиция и власти осмотрели Патриарха, потом сорвали ленты с печатями с двери Часовни (Кувуклии), впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе с православным греческим Патриархом впустили и армянского Патриарха...
И ещё некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушат Благодатный огонь на ложе Живописного Гроба и заберут всё с Гроба, что было приготовлено к принятию Благодатного огня.
Когда арабы из полиции, предназначенные для выноса обоих Патриархов с Благодатным огнём, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли.
Как всем известно, в Часовне два отделения: Придел Ангела и самый Живописный Гроб Господень - пещера.
Во внутрь пещеры Гроба входит только один Православный Греческий Патриарх, а прочие, с полицией и армянским Патриархом, остаются в приделе Ангела и ждут молча.
Надо сказать и о изготовлении Гроба Господня в Кувуклии: в Великую Пятницу вечером огни во всём Храме и в Часовне гасятся под контролем полиции.
На середине ложа Живописного Гроба ставится лампада в подставке, наполненная маслом и со светильней в поплавке, заправленной, но без огня. По краям ложа прокладывается лента и по всему ложу раскладываются кусочки ваты. Так приготовления, по осмотре полиции, Кувуклия запирается и запечатывается. Запечатанный Гроб Господень покоится до Великой Субботы, когда Патриарх впускается в пещеру ложа Спасителя, для получения Благодатного Огня.
Вот Великая Суббота. Патриарха впустили в пещеру Живописного Гроба, и дверь за ним закрыли. Тишина абсолютная...
В самой пещере темно, и Патриарх один там в тишине молится Спасителю... Иногда минут десять, а иногда долее... И вдруг в темноте на ложе Живописного Гроба рассыпаются бисеринки голубояркие, умножаясь, превращаются в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: всё превращается в пламя «Благодатного Огня»...
Патриарх немедленно зажигает свои два пучка свечей и, выйдя в придел Ангела, даёт Армянскому Патриарху зажечь свои свечи, после чего оба Патриарха подают в овальные окошечки «Благодатный Огонь» богомольцам.
При появлении «Небесного Огня», как взрыв грома, раздаётся шум и гул радости и восторга по обширному пространству Храма Воскресения Христова... Затем тушат на ложе Гроба Господня огонь (он там не жжёт), забирают горящую, зажжённую лампаду и вату с лентой.
Два араба - полицейских на плечах выносят из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, поддерживаемого священнослужителями, и быстро несут его в алтарь Храма Воскресения Христова. А впереди Патриарха идёт один священнослужитель с горящей лампадой.
Всё это так быстро, что немногие у Куваклии (Часовни) при выносе Патриарха смогли зажечь свои свечи. Я тоже не успел, но постарался примкнуть к толпе народа и вслед за Патриархом прошёл в алтарь, где и зажёг свой пучок от «Благодатного Огня» из рук самого Патриарха.
Схимонах Никодим, Святой Горы Афона»
Между различными религиями и направлениями на протяжении долгих столетий велись споры о праве получения «Благодатного Огня». Вот что пишет об этом в своём письме от 10.02.1960 года Охранитель Гроба Господня в Святом Иерусалиме: «... Несколько веков тому назад армянам удалось однажды оспорить у православных получить «Священный Огонь» в пещере Гроба. Тогда православным совсем не было доступа в Храм Воскресения Христова, и они вынуждены были стоять во дворе. По прошествии некоторого времени, когда Патриарх и народ молились во дворе Храма, огонь изошёл из колонны, которая возле входной двери. Армяне же ничего не дождались.
С тех пор нас уже не оттесняли от Живописного Гроба. Сия колонна до сих пор стоит треснутая и почерневшая».
А вокруг Гроба всегда горят свечи и лампады, в вазах стоят свежие цветы. Каждый день три священника: православный, армянский и католический совершают здесь литургии.
Прошли века, минули тысячелетия. Но живы в памяти потомков подвиги, совершённые во имя живущих людей их Спасителем. Нет в мире образа более чудесного для подражания и великого для осознания грешным человечеством. Его проповеди и деяния, вся недолгая жизнь есть истинный пример служения добру и свету. Эта предтеча бессмертия рода людского.
Президент
Межрегионального общественного фонда
содействия военно-патриотическому воспитанию М.В.Филин